Post Icon

КОРРУПЦИИ — НЕТ!

Закон о борьбе с коррупцией

Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» был принят 15 июля 2015 года под номером 305-3 и вступил в силу с 24 января 2016 года. Иногда приходится слышать названия: «Закон о коррупции», «Закон о противодействии коррупции в Беларуси», таких нормативных актов в Республике Беларусь нет, речь идет о Законе № 305-3.

Основное назначение Закона – препятствовать совершению коррупционных преступлений.

Мы не всегда точно понимаем и используем термин «коррупция» и многие связанные с этим явления, но если попробовать разобраться в тексте Закона, то появится некоторое понимание и сути коррупции, и нормативного акта по борьбе с ней.

Закон «О борьбе с коррупцией» имеет в себе 50 статей и порядка 65 страниц текста. Некоторые разделы Закона посвящены общим понятиям и основополагающим принципам. Но здесь, для быстроты понимания, мы выберем только основную информацию из некоторых статей, которые кажутся ближе к практике применения.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? КТО ТАКИЕ КОРРУПЦИОНЕРЫ?

Слово « коррупция» давно стало привычным, но смысл этого преступления не так ясен как кража или разбой.

1 статья Закона «О борьбе с коррупцией» сообщает, что коррупцией должно считаться использование должностным лицом государства своего положения и полномочий для получения материальной или нематериальной выгоды сверх официального дохода.

Проще говоря:

  • законное по всем прочим признакам решение должностного лица, принятое за взятку – признается коррупцией;
  • незаконное решение должностного лица, принятое за взятку – также является коррупцией;
  • это же решение без вознаграждения за него коррупцией не является.

Следовательно – не все действия госслужащих, нарушающие закон могут быть признаны коррупционными, но только те, что связаны с получением вознаграждения. Кроме факта незаконного получения какого-то блага, коррупцией будут считаться и действия связанные с обещанием этого. 

Законным вознаграждением за деятельность должностного лица государства может быть только его официальный доход.

Из этого следует, что сгнивший по вине руководителя урожай государственного сельхозпредприятия не может считаться коррупцией, а проданный в обход закона – это коррупция.

Нужно особо отметить, что коррупционное преступление обязательно связано с деятельностью в качестве должностного лица государства. Т.е. продажа яблок из собственного сада не содержит в себе коррупции, а продажа решения – содержит.

Для определения коррупции необходимо выяснить, кто может быть участником коррупционных отношений. Это государственные должностные лица, служащие и лица к ним приравненные, попадающие под действие «Закона о государственной службе» А именно:

  • Сотрудники аппарата исполнительной власти;
  • Депутаты разного уровня;
  • Военнослужащие;
  • Сотрудники МВД, МЧС, КГК и других государственных военизированных организаций;
  • Судьи и прокурорские работники;
  • Должностные лица предприятий, в собственности которых доля государства составляет более 50%.

Другой стороной коррупции является дача взяток, подкуп и прочие варианты вовлечения должностных лиц в коррупционные отношения. В этом случае виновным оказывается любое лицо, в том числе не состоящее на госслужбе.

Также участниками коррупционных правонарушений могут быть должностные лица иностранных государств.

Из этого следует, что нормы Закона «О борьбе с коррупцией» применимы к широкому спектру отношений с участием государства.

МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Все мероприятия направленные на борьбу с коррупцией можно разделить на две категории:

  • Предупреждающие, заранее вводящие некоторые ограничения прав и возможностей работников государственного аппарата.
  • Пресекающие, сюда относится любое выявление, расследование и наказание уже совершенных преступлений.

Первыми предупредительными мерами становится запрет для госслужащих на занятие коммерческой деятельностью. Для того чтобы устранить возможность решений в собственную пользу, и потому, что в коммерческом обороте слишком трудно разглядеть завуалированную взятку.

Значительная часть Закона посвящена контролю за имущественным положением должностных лиц. Это декларации доходов, оценка расходов и др. Способом удержать представителей государства в рамках закона становятся более строгие и тщательные проверки имущества принадлежащего им и их близким.

Не станем перечислять их все, но оценить строгость подхода позволяет следующая норма, приведенная в 36 статье Закона:

При обнаружении у государственного служащего имущества или расходов явно (не менее чем на 25%) превышающих сумму его доходов за период нахождения в должности такое имущество может быть конфисковано и обращено в доход государства без проведения дополнительного расследования и доказательств вины должностного лица в каких-либо правонарушениях.  

Параллельно с этим особому контролю подлежат действия с потенциально возможной коррупционной составляющей.

Началом и необходимым условием для борьбы с коррупцией всегда становится сбор информации о возможных и уже происходящих правонарушениях. Обязанность сообщать такую информацию лежит не только на правоохранительных, но и на других государственных и негосударственных организациях.

Участники борьбы с коррупцией

Пресечение коррупционных правонарушений это уже профессиональная деятельность, ею занимаются специальные органы и службы:

  • Прокуратура;
  • Министерство внутренних дел;
  • Комитет государственной безопасности;
  • Специальные подразделения внутри перечисленных и других ведомств;
  • Прочие контролирующие государственные органы в рамках своих полномочий, начиная от Пограничного комитета и Налоговых органов, до Национального и коммерческих банков.

Роль общественных организаций в этой борьбе заключается в информировании, пропаганде и создании нетерпимого отношения к коррупции в обществе.